«Ла Скала» в московской подворотне

Собиравшийся 19 ноября архитектурный совет в течение двух с лишним часов обсуждал проект новой сцены театра Школа современной пьесы на Трубной площади, которую предполагается уместить в узком московском дворике. Первый же вопрос повестки – жилой дом на проспекте Вернадского, был рассмотрен быстро и вызвал интерес лишь самим фактом своего появления на совете.

mainImg

Проект жилого дома на проспекте Вернадского был вынесен на совет с целью присвоения ему категории уникального объекта из-за технической сложности строительства трехэтажной подземной автостоянки на 12.4 метра. Здание, архитектура которого напоминает типовую панельную, задумано как высотная доминанта реконструируемого квартала 18,  между улицами Кравченко и Марии Ульяновой на месте сносимых панельных пятиэтажек. Делать глубокий паркинг авторы проекта решили из стремления сохранить на участке как можно больше деревьев. Обсуждение этого проекта прошло очень быстро, после чего он был отправлен на научно-технический совет, чтобы тот определил степень сложности инженерной задачи.

Вторым вопросом повестки стал популярный у москвичей театр Школа современной пьесы, который вот уже десять лет готовится к расширению. Наряду с главными архитекторами проекта Владимиром Колоснициным и Александром Кожевниковым, главным художником – известным мастером театральных декораций Дмитрием Крымовым, в процессе реализации проекта принимает активное участие художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, присутствовавший на совете и эмоционально защищавший проект.

Территория владений театра – это довольно-таки узкий клочок земли, ограниченный Петровским бульваром и Неглинной улицей, сходящимися к Трубной площади. С запада к нему примыкают технические помещения ресторана «Узбекистан», с юга – здание Финансовой академии, выходящее фасадом на Неглинку. Наконец, с севера к нему примыкает разнородная застройка бывших доходных домов, где помещается издательство «Высшая школа».
Здания, занятые сейчас театром, имеют статус памятников истории и культуры. У него две сцены – основная на 350 мест в зале некогда известного ресторана «Оливье», выходящего углом на Трубную площадь, и малая, так называемый «Зимний сад», на 200 мест. Их интерьеры, сохранившие даже витражи по эскизам Михаила Врубеля, хотят восстановить и  реставрировать, а сцены – технически модернизировать. Проект также предполагает восстановление утраченного купола и третьего этажа с мансардой над угловым объемом ресторана – этот этаж сгорел в пожаре еще в XIX веке. В узком внутреннем дворе за театром уже разобрано находившееся там недавно строение. Его кирпичи хранят для отделки будущего здания – новой семиэтажной (!) сцены на 520 мест. Так что рядом со словом «снос» в проекте фигурирует «регенерация».

Поскольку здание новой сцены оказывается буквально «втиснутым» в окружающую застройку, вход будет сделан с Неглинки через существующий проход. Дворик, между тем, превращается в переулок, ведущий внутрь театрального комплекса, где на тесных задворках должно возникнуть рекреационное пространство.

Зал новой сцены театра спроектирован в духе классических итальянских театров – зал подковообразный, многоярусный с наклонными галереями лож. В основу проектного решения заложены идея объединения входной группы и зрительного зала в единый объем, где многосветное пространство входной группы и тыльная часть зрительного зала с открытыми конструкциями и двумя открытыми лестницами задают индивидуальный образ интерьеру театра. Внешне объем новой сцены решен в ордерной системе, повторяющей ритмы членений зданий по Петровскому бульвару. Однако показанные на макете светящиеся окна-витражи – частично декорация, поскольку сам объем глухой и имеет окна только там, где располагаются гримерные, макетные мастерские и пр. 

Первый референт Андрей Ганешин, хотя и был немногословен, указал на ключевую проблему проекта – для театрального здания этот участок очень мал. Более подробно эти проблемы обозначил Сергей Гнедовский, автор здания театра Петра Фоменко. Он счел сомнительным превращение проездного двора в переулок и ненадежным – устройство въезда с угла. Трейлеры с декорациями не смогут развернуться в отведенном пространстве, зрители будут скапливаться на узкой лестнице, а зрительный зал, похожий на уменьшенную в 4,5 раза копию «Ла Скала», имеет 5 планов и ни одного склада для декораций.

Это последнее замечание поддержал Александр Кудрявцев, заметив, что образ камерного студийного театра не вяжется с развитой сценической коробкой и напоминает неудачный проект филиала Малого театра на том же Петровском бульваре, который несколько лет назад не прошел согласования из-за преувеличенных размеров. Александр Кудрявцев указал на просчеты в ландшфтно-визуальном анализе, где не были учтены важнейшие точки зрения, в частности, с Рождественского бульвара. И для того, чтобы понять всю опасность встраивания в это место 25-тиметрового здания, посоветовал сделать макет мельче, но шире в охвате территории и четче показать его на фоне соседних зданий на развертке.

У Андрея Бокова проект вызвал сомнения по части соблюдения технических условий, в частности, он упомянул об аварийном состоянии соседних зданий, которые вместе с владениями театра находятся в зоне старого русла реки Неглинки. Архитектурное решение здания новой сцены Андрей Боков назвал «последним ударом по видовому восприятию Высокопетровского монастыря». По его словам, это «должно быть нерасчлененное, скромное и тихое сооружение. Никогда дворовые фасады так не украшались…».

Подытоживая затянувшуюся дискуссию, Юрий Григорьев подчеркнул, что предложение по расширению театра он поддерживает, и с тем, что касается реставрации и регенерации, согласен. Однако новый объем, по словам председателя совета, принять нельзя. Во-первых, требуется решить поднятые референтами вопросы транспортных и пешеходных потоков. Во-вторых, следует учесть все замечания, касающиеся комфорта зрителей и точнее изучить параметры здания новой сцены с точки зрения ландшафно-визуального анализа. Юрий Григорьев поддержал предложение Андрея Чернихова о том, чтобы привлечь к проектированию сцены иностранных или отечественных архитекторов – признанных специалистов в данной сфере.

Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Вид с Трубной площади
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Вид с Трубной площади
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ситуационный план
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Генплан
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ландшафтно-визуальный анализ
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ландшафтно-визуальный анализ
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Внизу - развертка
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Разрез
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. План 1 этажа
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Макет нового зала
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»

02 Декабря 2008

Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил кленовый брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.